Проекты по технологии вышивка лентами

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ г. Нальчика

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ТЕМА

исследовательской работы

«Вышивка шелковыми лентами »

СЕКЦИЯ

Прикладное искусство

Научные руководители:

Иванова Галина Викторовна - учитель технологии

Белоусова Елена Николаевна, замдиректора по НМР

Автор:

Мартынова Анастасия Владимировна, МОУ «СОШ №7»г. Нальчик, КБР, 10 класс

2учебный год

г. Нальчик

Содержание

1.  Обоснование проблемы 3

2.  История вышивки 4

3.  Композиционное построение узоров 10

4.  Цветовая композиция вышивки 13

5.  Характеристика применяемых материалов 15

6.  Технология выполнения швов и элементов ленточных узоров 17

7.  Экономический расчет 21

8.  Заключение 22

9.  Библиографический список 23

10.  Приложение 24

Обоснование проблемы

Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать коллекцию творческих работ по технологии вышивания шелковыми лентами – вида творчества, который в настоящее время еще не получил широкого применения. Используя на практике приемы вышивания лентами, можно самостоятельно создавать оригинальные работы, разрабатывать свои композиции, придумывать необычные фактуры, используя новые цветовые решения. Это придаст изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт увенчается успехом.

Актуальность проблемы в проекте состоит в том что, освоив эту технику, можно украшать швейные трикотажные изделия, создавать предметы интерьера, домашний текстиль.

Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Особенность и простота заключается в том, что ленточные стежки объемны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость ленточной вышивки преображает рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще. Диапазон возможностей ленточного рукоделия огромен и разнообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и т. п.

Надеюсь, что данный проект позволит по – новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.

История вышивки

Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к 9-12 вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в 14-17 вв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивание стало распространяться повсеместно. С 17-20 веков оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе при­данное. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей приро­ды, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узо­ров и композиции.

Возникнув в далеком прошлом, искусство вышивки на протяжении многих столетий применяется для крашения одежды и жилища. К сожалению, ткани и нити подвергаются повреждению микроорганизмами и на протяжении веков очень трудно сохранить вышитые изделия в первозданном виде. Многие старинные шедевры вышивального искусства безвозвратно утеряны. В связи с этим исторический прогресс вышивания можно проследить только благодаря литературным источникам, старинным картинам и их репродукциям.

Самые первые элементы вышивания возникли в эпоху первобытной культуры, когда при помощи каменного шила и костяной иглы сшивались шкуры животных. Замена древнейших инструментов металлическими иглами, а позднее и швейными машинами, способствовала разработке новых технологий декоративно шитья.

Для вышивки в древности использовали жилы животных, волос, а в более поздние времена — льняную пряжу, шерстяную, шелковую, конопляную, хлопковую, а также перламутровые ракушки, жемчуг, драгоценные камни, монеты, блестки, бусинки и бисер.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Древнейшие вышивки, сохранившиеся до наших дней, были выполнены в IV— V вв. до н. э. в Древнем Китае. Это было декоративное шитье шелком, волосом, золотыми и серебряными нитями на шелковом материале. Вышитыми узорами украшали одежду, ковры, картины. В орнаментах часто встречались изображения цветущих растений и птиц. Растительные мотивы, фигуры животных и жанровые сцены свойственны старинным вышивкам Древней Индии, Ирана и Японии. О развитии вышивания в Древней Греции и Древнем Риме свидетельствуют мифы о вышивальщице Арахне. Гречанки и римлянки использовали разнообразные ленты для украшения одежды и причесок, декорировали ими гобелены.

В Древнем Египте этот вид творчества тоже был распространен, что доказывает вышитая одежда фараонов. У египетских мастеров вышивание заимствовали ассирияне и евреи.

В средневековый период красотой золотого и шелкового шитья славилась Византия. Мастерство вышивальщиц этой страны, разработавших оригинальные орнаменты и способы вышивания, способствовало развитию этого рукоделия во многих европейских странах.

В XIII в. в Англии была популярна роскошная вышивка серебром, золотом и шелком с изображением переплетающихся растительных узоров.

С началом XIV в. в Германии, Франции, Дании ин других странах вышивка стала часто использоваться для отделки народного костюма. Популярными были белая и цветная гладь, изображающие растительные и геометрические орнаменты. Последний вид рисунков часто вышивался золотом, цветной шерстяной и льняной пряжей в скандинавских странах.

Широкое применение лент для украшения одежды и интерьера наблюдается в XIV в. В этот период лентоткачеством славились лионские ткачи. В XV-XVI вв. прогресс текстильного производства в Европе позволил обеспечить многочисленных желающих качественными шелковыми лентами.

В XVII в. европейский костюм в стиле барокко отличался пышностью и огромным количеством вышитых украшений. Эпоха рококо следующего века носила черты хрупкости и утонченности. Мода тех времен диктовала применение множества декорирующих элементов в одеж­де. Платья украшали ленточными рюшами, бантами, цветами. В этот период популярной становится вы­шивка лентами. Вспыхнув своим блеском и разнооб­разием в середине XIX в., этот вид ленточного творче­ства в последующие периоды становится менее попу­лярным.

История вышивки нашей страны отличается особым фольклорным колоритом. Тесно сплетаясь с модными европейскими и восточными тенденциями, этот вид твор­чества, прогрессивно развиваясь, сохраняет свою самобытность, многообразие и традиционные направления.

Декоративное шитье в России имеет древнейшие корни. При раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящие­ся к IV—III вв. до н. э. В скифских захоронениях на территории Северного Кавказа обнаружены остатки вышитой шерстяными и металлическими нитями одеж­ды, изготовленной на 2 века раньше.

Искусство вышивки развивалось и совершенствова­лось многими поколениями искусных творцов. Фанта­зия, талант, оригинальность, опыт мастеров воплоти­лись в украшениях вышивкой одежды и предметов ин­терьера.

Мастерству декоративного шитья необходимо было обучать молодых вышивальщиц, для чего в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной - Янкой была создана первая выши­вальная школа, в которой желающих обучали искусству вышивки металлическими и шелковыми нитями.

Умелыми руками мастериц создавались расшитые золотыми и серебряными нитями (канителью и бить­ем) декоративные культовые убранства и выполнялись красивейшие орнаменты на одежде зажиточных людей.

Крестьянский костюм отделывался недорогими хлоп­ковыми, льняными и шерстяными отбеленными или цветными пряжами и лентами.

Народная вышивка отличалась оригинальностью и разнообразием технологий шитья и самобытностью. В различных регионах России в соответствии с наци­ональными обычаями, особенностями быта народа, местными и природными условиями сформировались традиционные орнаменты, отрабатывались оптималь­ные технологические способы вышивания.

В русской вышивке часто использовались геометри­ческие и растительные орнаменты, расположенные в форме полос по краям одежды. Символистические мо­тивы, изображавшие птиц, деревья, животных, применялись для украшения скатертей, занавесей, подзо­ров, рушников и считались оберегами. Среди тради­ционных русских вышивок широко известны: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, вологодский шов по письму и многие другие.

О декоративном применении лент свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, репродукции, литературные произведения и песни. В связи с пропагандой моды в журналах и в резуль­тате творческого общения мастеров вышивки на много­численных выставках и конкурсах, а также на основе сближения образа жизни городского и сельского населения, постепенно различия в декоративно-приклад­ном творчестве сокращались, что иногда приводило к утрате ценных художественных наработок и опыта.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

В 30-е г. 20 века модным было использование народных эле­ментов в городском костюме. Вышивальные мастерские создавали изделия, расшитые разнообразными узорами, но они стоили дорого. Большим спросом у населения пользовались модели с небольшим количеством отделки. Такая одежда выглядела оригинально и выгод­но отличалась от изделий фабричного производства. Но внедрение нового вышивального оборудования при­вело к тому, что к концу 30-х г. многие артели резко сократили выпуск изделий с ручной вышивкой. Слож­нейшие узоры были заменены простыми рисунками, выполняемыми машинным способом.

Большую роль в сохранении традиций русского вы­шивального мастерства сыграли художники-моделье­ры и искусствоведы, которые по крупинкам собирали информацию о художественных промыслах, изучали опыт мастеров, определяли эстетические и технологи­ческие особенности этого вида творчества в различных регионах.

Вышивальные центры были созданы почти во всея областях страны. Вышивки этих центров имели свои особенности и художественные отличия. Мастера строчевышивальных промыслов оформляли вышивкой одежду, декоративные занавеси, скатерти, салфетки и дру­гие украшения интерьера.

Вышивальщики различных республик, используя богатое наследие вышивального творчества, вместе с употреблением элементов народной вышивки включа­ют новые орнаментальные детали: звезду, серп и мо­лот, самолеты, гербы, пшеницу. Часто в декоративных изделиях встречаются темы труда, праздников, исторические события, темы русских сказок и фольклора.

50-е г. характеризуются массовым увлечением ручной вышивкой. В продаже появились наборы ниток и отпечатанные рисунки для рукоделия. В домашних ус­ловиях мастерицы создавали настоящие произведения искусства. Вышитые наряды отличались оригинально­стью и неповторимостью. Почти в каждом доме можно было заметить расшитые подушки, салфетки, занаве­си, панно, скатерти.

Постепенно интерес к вышивке ослабевает, но фоль­клорный стиль остается модным. Вышивка была умест­на даже на джинсовых моделях хиппи в 70-е г. Отделка лентами в этот период встречается редко. Популярным был жакет «шанель», края которого обрабатывались ат­ласной лентой.

В конце прошлого столетия в производство внедря­ется компьютерное вышивальное оборудование. В про­даже появляется большое количество изделий с машинной вышивкой растительного орнамента. Часто шелковыми однотонными узорами отделывают женскую одежду. Однако в большинстве моделей народный ко­лорит просматривается очень редко.

В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием со­временных отделочных материалов, придает особый шарм современному костюму, подчеркивает индивидуальность.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЗОРОВ

Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину.

При разработке вышивки возникает множество замыслов. В воображении теснятся разнообразные образы, и соединить их необходимо в соответствии с эстетичностью и определенной закономерностью. В этом случае надо воспользоваться правилами композиции, которые помогут правильно составить декоративное изображение, соединить элементы узоров и усилить его зрительное впечатление.

Композиция (составление, связывание) — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Все, что относится к построению декоративного изделия как законченного целого, относится к понятию композиции.

В отличие от реалистического изображения, в декоративных композициях часто применяются условные обозначения.

Веками совершенствовались традиционное размещение и соответствие элементов орнаментов, их соразмерность с конструкциями моделей, расположение узорных композиций, оптимально подчеркивающих достоинства фигур людей или декорируемых изделий. Вышитые узоры, размещаясь по всей поверхности модели или какой-то его части (краях, углах, середине), не только придавали эстетичность, но и акцентировали внимание на главном, оптимизируя формы и размеры предметов. Орнаментальные мотивы на изделиях могут располагаться в виде сгруппированных элементов в форме полос (широких, узких, вертикальных, горизонтальных, диагональных, хаотически размещенных) или концентрироваться по краям, создавая эффект волнистости.

Композиционное построение вышивки несколько отличается от композиции живописного рисунка, в его задачи входит общее решение плоскостного изображения, являющегося украшением и имеющего определен­ное применение. В связи с этим соразмерность и рас­положение частей орнамента, характер узора, цветовое решение зависят от вида модели и ее назначения. Композиция представляет собой единение, слияние декора, рисунка и цвета.

Выбрав мотив вышивки, необходимо определить местоположение композиционного центра. Им может быть большой яркий цветок - Все остальные элементы, меньшие по размеру и более светлых расцветок, помогут восприятию главного объекта.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Важен выбор композиционных схем построения, которые подобны геометрическим фигурам: треугольнику (пирамиде), квадрату, кругу, эллипсу (овалу), углу, прямоугольнику, ромбу.

Увеличенные размеры центральных элементов, осо­бенности шелковой фактуры и контрастный колорит окраски лент на переднем плане создают впечатление выпуклости.

Расположение составляющих деталей в предполагаемой сетке, делящей изображение на трети, очень часто применяется при разработке рисунка вышивки и соответствует правильной композиции. Этот способ называется «золотым сечением» или «правилом третей».

Замкнутость и открытость в вышиваемых композициях подчеркиваются направлениями частей элементов к центру изображения или от него.

Определение формы - важный этап композиционного построения.

Формат вышитых картин может быть разнообразным. Выбор вертикального (портретного) формата верен, если детали рисунка располагаются по вертикали. При растянутых по горизонтали элементах подходит горизонтальный (альбомный, пейзажный) формат. В декоративных композициях часто применяются круглые, овальные и квадратные формы.

Не менее важен размер будущей работы по отноше­нию к составляющим элементам. Изображаемых предметов не должно быть слишком много или мало в ограниченном пространстве.

Использование метода стилизации позволит упростить вышиваемые предметы, не утяжеляя композицию мелкими частями. В этом случае важно не утратить присущих элементу красоты и изящества, сохранить его характерные особенности.

При выборе фона вышивки и расположенных рядом элементов необходимо учитывать контраст. Темные детали зрительно сильнее воспринимаются на светлом фоне и, наоборот, светлые - на темном.

Последовательное повторение изображаемых элементов, называемое ритмом, часто применяется в вышивках в виде чередования цветов, листьев, растительных и геометрических узоров и т. п. Построение многих орнаментов основано на ритмическом чередовании деталей. Ритмичность может придать изображению динамичность, так как от поочередного перевода взгляда от элемента к элементу появляется ощущение движения.

Наличие диагональных направлений в расположении листвы, цветов, ветвей создает впечатление наклона и движения вышиваемых растений, будто от ветра, что обеспечивает динамичность изображения.

В композиционном составлении вышивок часто используется симметрия, т. е. такое закономерное расположение элементов, при котором одна половина изображения является зеркальным отражением другой. Асимметричным композициям характерно преобладание количества деталей в одной половине вышивки. Симметричные композиции с уравновешенными частями статичны, а динамичность свойственна асимметричному построению.

Разработку композиции следует начинать с графического рисунки или схемы узоров. Затем, выбрав цветовой и фактурный фон для вышивки, соответственно задуманному рисунку разложить на основе кусочки разноцветных лент и, перемещая элементы изображения, добиться удачного композиционного и колористического, решения декоративной работы.

Цветовая композиция вышивки

Цветовая композиция создает колористическое единство. Цвет — это основное выразительное средство вышивки. Он выполняет главную роль, в создании декоративного изделия.

В декоративно-прикладном искусстве цвет является художественной структурой, воздействующей на восприятие зрителя и вызывающей разнообразные ас­социации. При помощи цвета в вышитых изделиях образуется целостная система — колорит. Цветовое сочетание и составление единства организует коло­ристическое решение. Цвет усиливает эмоциональ­ность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности вышивания.

Использование цвета для украшения изделий характеризуется спецификой, связанной с особенностями применяемых материалов. В вышивке цветовая гармония создается сочетанием разноцветных ниток, лент, расположенных на соответствующем тканом фоне.

Необходимо развивать чувство цвета и его оттенков, что позволит создавать красивейшие изделия. Знание основ теории цвета способствует оптимальному составлению колористической гармонии в вышиваемых моделях.

Человеческий глаз способен отличать до 200 цветовых оттенков. Световые волны различной длины, попадая в глаз способствуют восприятию различных цветов. Более длинные полны дают ощущения красных и желтых цветов, короткие - синих и фиолетовых. Самая совершенная оптическая система - человеческий |глаз воспринимает цветные предметы не отдельно, а во взаимосвязи с цветом окружающих деталей.

Цветовой тон — это уровень цветности, способность цвета отличаться от других спектральных цветов.

В вышивке желательно применять не только чистые цвета спектра, но и промежуточные их оттенки. Такие соединения эффектнее воспринимаются и выглядят мягко и успокаивающе.

Насыщенность — степень концентрации красителя, интенсивность цвета. Это свойство иногда намного важнее для создания необходимого эффекта, чем непосредственно цвет. Светлые оттенки зрительно легко отделяются от темных, но должна присутствовать группа средних тонов, визуальное восприятие которых зависит от влияния окраски ближайших деталей и фона основной ткани вышивки. Если необходим резкий переход тонов, то следует противопоставлять нитки и ленты с контрастной насыщенностью цвета, а если постепенный переход, то интенсивность должна плавно перемещаться от темных оттенков к более светлым.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Светлота (сила света) характеризуется присутствием в цвете черного или белого пигментов. Монохромным является использование одного цвета различных оттенков. При этом цветовой колорит создается переходом светлых тонов к более темным: Это свойство используется для изображения объемности деталей вышивки. Комбинирование контрастных монохромных соединений способствует восприятию яркости и богатства красок. Белый по соседству с темным или ярким цветом акцентирует его. Сочетание черного и ярких цветов создает эффект свечения цветного на темном фоне.

Задумывая цветовую композицию вышивки, необходимо приобрести нитки и ленты различных цветов и оттенков. Использование разнооттеночности придаст орнаменту особый колорит.

Для усиления эффекта светотеней в узорах из лент можно использовать краски для росписи тканей и ими окрашивать определенные детали орнаментов. При выборе цветовой гаммы в декоративном изделий необходимо учитывать не только соотношение цветов различных деталей орнамента, но и фона основы, который всегда дополняет узор.

Характеристика применяемых материалов

Подбирать материалы следует в соответствии с видом изделия, технологией вышивания, определенной композицией и соответствующим узорным цветосочетанием. Для изготовления представленных моделей применялись материалы: ленты из искусственного шелка шириной 2, 4, 7 мм, ткань для основы вышивки, нитки швейные и вышивальные, хлопчатобумажные и шелковые, бисер, бусины. Основной материал для данного вида рукоделия — ленты. Этими блестящими разноцветными полосками изображаются лепестки цветов, листья, стебли и т. п.

Вышивальные ленты должны обладать прочностью, гладкостью, блеском, тонкостью (малой толщиной), мягкостью, средней плотностью, малой растяжимостью, незначительной усадочностью, средней эластичностью, гибкостью, устойчивостью к истиранию и изгибу, светостойкостью, стойкостью красителей. Ленты должны быть устойчивы к воздействию влаги и выдерживать соответствующие волокнистому составу температурные режимы при влажно-тепловой обработке. Ленты, проходя через проколы ткани, не должны сильно сминаться, потому что складки и заломы на них изменяют блеск.

Основные ткани должны быть прочными и иметь небольшую плотность. Сминаемость этих тканей нежелательна.

Для вышивки применяются нитки мулине из тонкой льняной пряжи.

Бисер – это мелкие круглые или многогранные шарики из стекла со сквозными отверстиями для пришивания. Бисер пришивается армированными нитками № 33 Л, № 55 Л. Для вышивания лентами подходят только шенильные иглы с удлиненными ушками и острыми кончиками. Важно правильно подобрать иглу по ширине ленточки: ушко должно быть достаточно широким, чтобы лента свободно проходила через него.

Так же для работы необходимы пяльцы, на которые натягивают ткань.

Резать шелковые ленты следует маленькими ножницами с острыми кончиками. Для разметки рисунка на ткани нужны карандаш мягкий простой и линейка.


Технология выполнения швов и элементов ленточных узоров.

Шов «петля с прикрепом»

Шов «петля с прикрепом» является разновидностью тамбурных стежков и состоит из петель, расположенных соответственно узору. Получаются петли с прикрепом следующим образом: в тамбурную петлю у ее сгиба вводят (с изнаночной проекты по технологии вышивка лентами стороны на лицевую) иглу и выполняют короткий прикрепляющий стежок, проколом иглы (с лицевой стороны на изнаночную) за петлей. Подобным образом можно закрепить свободные петли двумя и тремя закрепками. Можно закрепить петли короткими или длинными стежками, или внутри больших петель сделать петли поменьше. Этот вид стежка самый популярный в вышивании лентами. Петля с прикрепом используется для изображения лепестков цветов, листьев, бутонов и т. д.

Шов «полупетля с прикрепом»

Шов «полупетля с прикрепом» состоит из незамкнутых прикрепленных петель разной длины и ширины. Иглу с рабочей ниткой выводят на лицевую сторону ткани, формируют незамкнутую петлю, в середине которой делают прикрепляющий стежок. Подобными стежками можно выполнить узор «елочка».

Шов «длинный стежок»

Шов «длинный стежок» часто применяется в вышивании лентами. Выполняется он в следующей последовательности: выводят иглу на лицевую поверхность с закрепленной рабочей лентой и, следя за правильностью расположения ленты, на расстоянии выбранной длины стежка делают второй прокол и протягивают иглу с лентой на изнаночную сторону. Эффектно и реалистично смотрятся лепестки цветов, бутоны, изображенные длинными стежками. Этими стежками заполняют поверхности узоров. Разновидностью такого стежка является «длинный стежок с прикрепами», который выполняется в два этапа: сначала делается прямой длинный стежок, а затем несколькими короткими стежками в поперечном направлении делаются прикрепы. Эти стежки можно выполнять довольно длинными, так как прикрепляющие стежки обеспечивают плотное прилегание ленты на основной ткани. Если необходи­мо придать эффект объемности длинному стежку, то его плотно обвивают лентой, не захватывая ткань.

Шов «узелки»

Шов «узелки» имеет следующую технологию выполнения: закрепленную рабочую нить выводят на лицевую сторону и этой ниткой два-три раза обвивают горизонтально расположен­ную иглу, затем, придерживая витки пальцами левой руки, иглой прокалывают материал около первого прокола и выводят иглу на изнаночную сторону. На лицевой поверхности ткани образуется узелок. Этот элемент используют для изображения сердцевины цветов, бутонов и т. п.

Шов «длинный стежок с завитком»

Шов «длинный стежок с завитком» используется только в вышивании лентами и в этом рукоделии он самый популярный. Завиток придает концу ленточного стежка остроконечный вид, что наилучшим образом подходит для изображения лепестков цветов, бутонов, листьев и в качестве сплошного заполнения поверхностей узоров и т. п. Выполняется он следующим способом: иглу с закрепленной лентой выводят на лицевую поверхность материала и, придерживая ленту лицевой стороной наверх пальцем левой руки, перегнув ленту наизнанку, в обратном направлении делают прокол иглой сверху вертикально на середине ленты соответственно определенной длине стежка. Этому шву можно придать объемность, если перед завитком ленты сделать виток стежка. Затягивать стежок следует медленно до появления углубления в точке прокола, но не допускать перетягивания завитка на изнаночную сторону.

Шов «стебельчатый»

Шов «стебельчатый» выглядит как ряд плотно прилегающих косых стежков. Стежки выполняются в направлении слева направо движением иглы под углом к себе и прокладыванием по лицевой стороне наклонных нитей. Выполнив первый стежок в направлении иглы от себя, иглу с ниткой, проведенную с изнаночной стороны в направлении на себя, выводят слева в середине предыдущего стежка. Прокол второго стежка выполняют выше первого стежка и для третьего стежка иглу выводят слева у середины второго стежка и т. д. На лицевой и изнаночной сторонах шов выглядит широкой сплошной линией и используется для вышивания стеблей, веток и т. п. Узор «елочку» можно изобразить двумя рядами стебельчатых швов с неплотно прилегающими стежками.

Узор «сетка»

Узор «сетка» выполняется диагональным или взаимно перпендикулярным переплетением лент. Ширина, длина лент и расстояние между ними зависят от выбранного орнамента. Переплетение лент используется для изображения корзин, каменной кладки, заполнения крупных узоров и покрытия фоновой основы вышивки. Этот узор выполняется в два приема: сначала делаются длинные параллельные вертикальные стежки, а затем они переплетаются.

Технологическая карта.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Изготовление панно в технике вышивки шелковыми лентами

Выполняемая операция

Название шва

Инструменты и приспособления

1

Перевести рисунок на кальку

Простой мягкий карандаш, калька

2

Перевести рисунок с кальки на ткань

Простой твердый карандаш, копировальная бумага

3

Запялить ткань

Пяльцы

4

Вышить стебли цветов нитками мулине темно-зеленого цвета

Стебельчатый шов

Иглы, наперсток

5

Вышить корзинку

Штопка

Иглы, наперсток

6

Вышить ирисы

Вытянутый стежок с завитком, петельки с прикрепом

Иглы

7

Вышить ирландские колокольчики

Вытянутый стежок с завитком

Иглы

8

Вышить розы и лютики

Шов узелки, вытянутый стежок

Иглы

9

Вышить листья

Перекрученный вытянутый стежок, вытянутый стежок с завитком

Иглы

10

Пришить бисер

Тонкая игла

11

Наклеить работу на картон и вставить в рамку

Клей

12

Вырезать прямоугольник из белой плотной бумаги, приклеить к нему петельку и заклеить работу с изнаночной стороны

Клей, ножницы

Экономический расчет

Стоимость панно в технике вышивки шелковыми лентами, можно вычис­лить следующим образом:

1. Стоимость ткани не учитываем, так как используем остатки тканей от раннее сшитых изделий

2. Нитки мулине, стоимость не учитываем, так как они имелись дома

3. Бисер, стоимость не учитываем, так как он имелся дома

4. Рамки. Цена одной рамки 25 рублей. 25 х 3 - 75 рублей.

5. Ленты шелковые. Цена одного метра 2 рубля. 3x2 = 6 рублей.

Итак, общие затраты, без учета оплаты труда, составляет:

75 рублей + 6 рублей = 81 рубль

Заключение

Искусство вышивки - яркое и выдающееся явление декоративно-прикладного творчества. На протяжении тысячелетий вышивка вобрала в себя все самое интересное, эстетичное, практичное и стала, будто зеркалом русской души, вместилищем красоты.

В этом виде рукоделия наиболее полно проявляются, совершенствуются и воплощаются в изделиях талант, творческие искания, озарения.

В вышивке рукотворное, созданное человеком сливается с природой. Красота окружающего мира, действуя на воображение, вызывает эстетическое чувство. Природа является основой декоративно-прикладного искусства. В связи с этим эффективность мастерства вышивальщицы заключается в способности видеть совершеннейшую гармонию, пластику, соразмерность растительного мира и умении изображать его красоту при помощи текстильных материалов через композиционные законы, используя технологический опыт. Многогранность природы вдохновляет мастеров на создание прекраснейших произведений. Вышивание способствует развитию умения видеть и чувствовать эстетичность растений.

Вышивка - это процесс превращения текстильных материалов в прекраснейшие изделия. Необходимо увидеть данную красоту отображать в вышивке пейзажей, цветочных мотивов, перенося чарующие частички природы в повседневную жизнь, в свои квартиры.

Растения, «расцветая» в ленточных вышивках, пробуждают в душах чувство красоты и способствуют творческому развитию. Ленты, согреваясь в руках вышивальщиц, как бы оживают, превращаясь в чудесные цветы.

На протяжении многих веков человечество создавало декоративно-прикладные изделия, обусловленные имеющимися материалами и господствующими традициями. В этом проявлялось желание людей не только украсить свое жилище или сделать подарок, но и воплотить свои эстетические потребности, свои замыслы в текстильных материалах.

Библиографический список

Величко Н. Росписи: техники. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Киреева костюма. Европейский костюм от античности до XX в. - М.: Просвещение, 1976.

Мальцева швейного производства. — М.: Легпромбытиздат, 1986.

Некрасова МЛ. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М.: Советская Россия, 1983.

Рукоделие: Популярная энциклопедия /Гл. ред.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.. — М.: Советская энциклопедия, 1988.

Сокольникова искусство: Учебник для учащихся 5—8 кл. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2000.

Приложение

Схемы для вышивки

Ирисы Ирландские колокольчики


Источник: http://pandia.ru/text/77/29/80698.php


Закрыть ... [X]

Творческий проект по технологии Вышивка лентами - Технология - Вырастить грибы вешенка в домашних условиях



Проекты по технологии вышивка лентами Проекты по технологии вышивка лентами Проекты по технологии вышивка лентами Проекты по технологии вышивка лентами Проекты по технологии вышивка лентами Проекты по технологии вышивка лентами