Работа ручного штабелера


ГОСТ Р 51354-99
(ИСО 3691-80)

Группа Г86

ОКС 53.060
ОКП 34 5300; 45 2700

Дата введения 2000-07-01


1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 1999 г. N 410-ст

3 Разделы (подразделы, пункты, приложения) настоящего стандарта, за исключением 10.1.3.5, 13.1-13.4, представляют собой аутентичный текст ИСО 3691-1980(F) "Самоходные погрузочно-транспортные тележки. Требования по обеспечению безопасности труда"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 2002 г. (ИУС 3-2003)

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее - машины).

К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия

ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 24282-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Методы испытаний

ГОСТ 25940-83 (ИСО 3287-78) Машины напольного транспорта. Маркировка и символы

ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055-97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Технические характеристики и методы испытаний

ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования

ГОСТ Р 50609-93 (ИСО 5766-90) Машины напольного транспорта. Штабелеры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость

ГОСТ Р 51347-99 (ИСО 5767-92) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабелеры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость

ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования

ГОСТ Р 51349-99 (ИСО 2328-93, ИСО 2330-95, ИСО 2331-74) Транспорт напольный безрельсовый. Плиты грузовые, вилы. Технические условия

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Номенклатура и классификация

3.1 Номенклатура и классификация машин - в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.

3.2 Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие определения и классификацию:

- погрузочная машина c подъемом груза на малую высоту: Тележка, снабженная механизмом для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения (далее - тележка);

- погрузочная машина с подъемом груза на большую высоту: Погрузчик, снабженный подъемным механизмом для обеспечения штабелирования и укладки груза на стеллажи, или погрузчик с поднимающимся местом водителя, снабженный аналогичным подъемным механизмом (далее - погрузчик).

4 Определения

4.1 Номинальная грузоподъемность транспортной тележки

Определение номинальной грузоподъемности транспортной тележки - в соответствии с ГОСТ 18962.

4.2 Номинальная грузоподъемность погрузчиков

4.2.1 Для вилочных погрузчиков с противовесом

Определение номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом - в соответствии с ГОСТ 18962.

Номинальное значение грузоподъемности погрузчика зависит от положения центра тяжести груза на вилах погрузчика и высоты подъема груза.

4.2.2 Для погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами

Номинальной грузоподъемностью погрузчика с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую погрузчик может поднять на высоту 3,3 м при расстоянии ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1) между центром тяжести груза и спинкой вил.

Расстояние ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1) должно быть 400, 500 или 600 мм.

4.2.3 Для штабелеров и погрузчиков с платформой

Номинальной грузоподъемностью штабелера и погрузчика с платформой является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую машина может поднять при расстоянии ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1), измеряемом между центром тяжести груза и спинкой вил или упором платформы, на высоту 2,5 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы до 690 мм включительно и на высоту 3,3 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы более 690 мм.

Расстояние ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1) должно быть 400, 500 или 600 мм.

4.2.4 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с поднимающимся местом водителя без погрузочного устройства - по 4.2.1.

4.2.5 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с боковым взятием груза - по 4.2.1.

4.3 Номинальная грузоподъемность погрузочных тележек

Номинальной грузоподъемностью погрузочных тележек является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую тележка может поднять и транспортировать.

4.4 Номинальное тяговое усилие тягача

Определение номинального тягового усилия тягача - в соответствии с ГОСТ 18962.

4.5 Номинальная грузоподъемность навесных (съемных) грузозахватных приспособлений (далее - грузозахватное приспособление)

Номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления - разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, с которой это приспособление может функционировать при нормальных условиях эксплуатации.

5 Маркировка

5.1 Напольный безрельсовый транспорт

На всех машинах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нестирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.1 Машины с двигателями внутреннего сгорания (далее - ДВС):

а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б) наименование машины и условное обозначение;

в) заводской номер или номер серии;

г) собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабелеров;

д) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза.

5.1.2 Машины с электроприводом:

а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б) наименование машины и условное обозначение;

в) заводской номер или номер серии;

г) собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабелеров;

д) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза;

е) собственная масса машины без аккумуляторных батарей;

ж) допустимые максимальная и минимальная массы аккумуляторных батарей с аккумуляторным ящиком;

з) номинальное напряжение (в вольтах) аккумуляторной батареи, которой снабжена машина.

5.1.3 Машины с грузозахватными приспособлениями

В дополнение к перечисленному в 5.1.1 или 5.1.2 табличка должна содержать следующую информацию:

а) наименование и обозначение грузозахватного приспособления;

б) собственная масса машины в рабочем состоянии с установленным грузозахватным приспособлением;

в) номинальная грузоподъемность машины с грузозахватным приспособлением при максимальной высоте подъема груза.

Примечания

1 Допускается указывать на табличке номинальную грузоподъемность (при высоте подъема груза 3,3 м).

2 Масса поднимаемого груза может быть указана на отдельной табличке.

3 Когда машину или грузозахватное приспособление импортирует не предприятие-изготовитель, а другая фирма, импортер может устанавливать дополнительную табличку с указанием его наименования и данных, перечисленных в 5.1.1-5.1.3, на языке страны импортера.

4 Содержание маркировки допускается дополнять в соответствии с требованиями заказчика.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Грузозахватные приспособления

Каждое грузозахватное приспособление должно иметь отдельную табличку с указанием следующих данных:

а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя (и, если необходимо, фирмы-импортера);

б) наименование грузозахватного приспособления и его условное обозначение;

в) заводской номер или номер серии;

г) масса грузозахватного приспособления и расстояние от его центра тяжести до присоединительной плоскости;

д) номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления.

Примечание - Действительная грузоподъемность грузозахватного приспособления может быть снижена в зависимости от грузоподъемности машины.

5.3 Аккумуляторные батареи для машин с электроприводом

Тяговые аккумуляторные батареи должны иметь фирменную табличку с указанием следующих данных:

а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б) наименование и условное обозначение;

в) заводской номер или номер серии (при комплектовании аккумуляторных батарей на предприятии - изготовителе машин указывают дату изготовления аккумуляторов);

г) номинальное напряжение в вольтах;

д) масса аккумуляторной батареи в рабочем состоянии вместе с ящиком для быстрой смены батареи, если он имеется.

Как вариант, обозначение массы аккумуляторной батареи может быть указано на ящике вблизи расположения приспособлений для строповки.

5.4 Использование машин в особых условиях

Если машина предназначена для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на ней на видном месте должна быть закреплена табличка со следующими данными:

а) указание специального(ных) условия(ий) эксплуатации;

б) грузоподъемность для каждого из специальных условий эксплуатации.

6 Устойчивость. Требования и испытания

6.1 Машины должны удовлетворять требованиям к устойчивости при испытаниях согласно государственным стандартам, указанным в 6.2. Испытания, установленные этими стандартами, позволяют подтвердить, что погрузчики (штабелеры) обладают достаточными характеристиками устойчивости при их правильном использовании в нормальных условиях эксплуатации. Испытания должен проводить изготовитель на опытных образцах, полностью соответствующих серийно выпускаемым погрузчикам (штабелерам).

6.2 Испытания на устойчивость проводят:

- электропогрузчиков с противовесом - в соответствии с ГОСТ 24282, автопогрузчиков с противовесом - в соответствии с ГОСТ 16215;

- погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, - в соответствии с ГОСТ 24282;

- погрузчиков с платформой или вилами - в соответствии с ГОСТ Р 50609;

- погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником, - в соответствии с ГОСТ Р 51347.

7 Тормоза. Требования к функционированию

7.1 Тормоза на машинах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51348 и ГОСТ 16215.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8 Направление движения. Органы управления

8.1 Общие требования


Наилучшими органами управления являются те, которые по принципу работы наиболее согласуются с естественными движениями человека. Если направление движения органов управления совпадает с направлением движения машины или ее оборудования, такие органы управления называются дирекционными (направленными). Некоторые команды, такие как "передний ход" или "задний ход", являются очевидными и их легко сделать дирекционными.

Другие перемещения органов управления не являются дирекционными и требуют углубленного исследования, чтобы установить наиболее естественную человеческую реакцию.

Предпочтительные перемещения и расположение органов управления - в соответствии с 8.2-8.5 и рисунками 1-49.

8.2 Стороны машины и направление движения вперед

8.2.1 Передняя сторона

Передней стороной машины является ее сторона, ближайшая к стрелке, указанной на рисунках 1-19.

8.2.2 Задняя, левая и правая стороны

Определения задней, левой и правой сторон машины следуют из определения, данного в 8.2.1.

8.2.3 Направление движения вперед

Направление движения вперед указано стрелкой на рисунках 1-19. На всех рисунках представлен вид машины сверху.

8.2.3.1 Машины, управляемые сидящим водителем

8.2.3.1.1. Машины с расположением груза спереди при движении вперед:

а) вилочный погрузчик с противовесом

Рисунок 1. Вилочный погрузчик с противовесом

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 1

б) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

Рисунок 2. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 2

в) тягач-толкач

Рисунок 3. Тягач-толкач

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 3

8.2.3.1.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)

Рисунок 4. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 4

б) тягач, место водителя спереди

Рисунок 5. Тягач, место водителя спереди

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 5

в) тягач, место водителя сзади

Рисунок 6. Тягач, место водителя сзади

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 6

г) тележка с неподвижной грузовой платформой

Рисунок 7. Тележка с неподвижной грузовой платформой

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 7

8.2.3.2 Машины, управляемые водителем с машины стоя

8.2.3.2.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед

а) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре

Рисунок 8. Вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 8

б) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади

Рисунок 9. Вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 9

в) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

Рисунок 10. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 10

8.2.3.2.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)

Рисунок 11. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 11

б) тележка с подвижной грузовой платформой

Рисунки 12-13. Тележка с подвижной грузовой платформой

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 12

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 13

в) тележка с неподвижной грузовой платформой

Рисунок 14. Тележка с неподвижной грузовой платформой

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 14

г) погрузчик с поднимающимся местом водителя

Рисунок 15. Погрузчик с поднимающимся местом водителя

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 15

8.2.3.3 Машины, управляемые с пола

Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) тележка для перевозки поддонов

Рисунок 16. Тележка для перевозки поддонов

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 16

б) тележка с подвижной грузовой платформой

Рисунок 17. Тележка с подвижной грузовой платформой

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 17

в) вилочный погрузчик с противовесом

Рисунок 18. Вилочный погрузчик с противовесом

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 18

г) тягач

Рисунок 19. Тягач

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 19

8.3 Органы управления

8.3.1 Рулевое управление. Машины с располагающимися на них водителями

Все органы рулевого управления должны быть расположены внутри контура машины в плане и иметь защиту для того, чтобы исключить всякую возможность травмы водителя.

Когда управление машиной осуществляют с помощью только одной руки, кнопки управления изменением направления движения должны быть установлены внутри окружности рулевого колеса и должны быть приняты все меры, чтобы исключить возможность травмы рук водителя.

Если при некоторых условиях эксплуатации имеется риск возникновения ударов в системе рулевого управления, то передача их на рулевое колесо должна быть такой, чтобы исключить всякую опасность для руки или плеча водителя.

При использовании рулевого колеса с кнопкой его конструкция должна быть такой, чтобы уменьшить риск опасности, вызываемой быстрым возвратом рулевого колеса после поворота, или рулевой механизм должен быть сконструирован так, чтобы препятствовать всякому быстрому возврату рулевого колеса.

Рекомендуется использовать кнопки изменения направления движения такого типа, чтобы их можно было привести в действие и внутри окружности рулевого колеса.

8.3.1.1 Управление поворотом колес

8.3.1.1.1 На всех машинах, на которых водитель расположен лицом по направлению движения и которыми он управляет с помощью рулевого колеса (горизонтального, наклонного или вертикального), вращение рулевого колеса по часовой стрелке должно, при движении вперед, поворачивать машину направо (рисунки 20 и 21).

Рисунок 20

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 20

Рисунок 21

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 21

Примечание - Значительное число машин, указанных в 8.2.3.1.2, перечисление ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1) и 8.2.3.2.2, сконструированы с системой рулевого управления по обратному принципу. Использовать такие машины можно при условии, что точно указан способ маневрирования.

8.3.1.1.2 На всех машинах, на которых водитель расположен боком к направлению движения и которыми он управляет с помощью рулевого колеса (горизонтального, наклонного или вертикального), вращение рулевого колеса по часовой стрелке должно поворачивать машину по часовой стрелке, когда машина перемещается с грузом, расположенным сзади (рисунки 22, 23).

Рисунок 22

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 22

Рисунок 23

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 23

8.3.1.2 Рукоятки управления

8.3.1.2.1 Рукоятки управления с перемещением по горизонтали

На тележках, управляемых с помощью рукоятки управления, перемещающейся по горизонтали и в нейтральном положении параллельной продольной оси тележки, или управляемых с помощью рукоятки управления, поворачивающейся на валу, параллельном продольной оси тележки, и становящейся вертикально головкой вверх в нейтральном положении, когда водитель располагается лицом к направлению движения, перемещение рукоятки управления направо должно поворачивать тележку в правую сторону от водителя (рисунки 24, 25).

Рисунок 24

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 24

Рисунок 25

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 25

8.3.1.2.2 Рукоятки управления с перемещением в вертикальной плоскости

На тележках с подвижной грузовой платформой (8.2.3.2.2, перечисление б) и с неподвижной грузовой платформой (8.2.3.2.2, перечисление в), которыми стоящий водитель управляет с помощью рукоятки управления, расположенной справа от водителя и перемещающейся в вертикальной плоскости, отклонение рукоятки вверх (поворот по часовой стрелке) должно поворачивать тележку направо при ее движении вперед (рисунок 26).

Рисунок 26

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 26

8.3.2 Дышло. Тележки с ручным управлением

8.3.2.1 На дышле должна быть предусмотрена соответствующим образом оформленная рукоятка для защиты рук водителя от травм, которые могут быть нанесены створчатыми дверями, стенами, колоннами и т.п.

8.3.2.2 Перемещение дышла по часовой стрелке соответствует повороту тележки в том же направлении, при этом груз расположен сзади.

8.3.3 Поворачивающиеся органы управления

На тележках, управляемых с помощью органа управления, поворачиваемого ногами (рисунок 27) или рукой (рисунок 28), поворот этого органа управления по часовой стрелке при положении водителя лицом в направлении движения вперед должен приводить к повороту тележки вправо.

Рисунок 27

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 27

Рисунок 28

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 28

8.4 Органы пуска в ход и остановки


Все машины должны быть оснащены рабочим и стояночным тормозами (или механизмами). Стояночный тормоз (или механизм) должен быть приводимым в действие вручную или автоматически и должен оставаться зажатым до его преднамеренного отпускания.

Машины должны быть оснащены устройствами, с помощью которых могут быть включены или отключены цепи управления (в случае машин с электроприводом) и цепи зажигания и (или) устройства для запуска двигателя (в случае машин с ДВС).

8.4.1 Машины с сидящим водителем

8.4.1.1 Педали

Педали акселератора, тормоза и, если имеется, сцепления у машин с сидящим водителем должны быть расположены согласно рисунку 29.

Рисунок 29

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Вид от сиденья

1 - сцепление; 2 - тормоз; 3 - акселератор

Рисунок 29

Когда расположение педалей отличается от представленного на рисунке 29, их назначение должно быть четко указано в инструкции по вождению и на самой машине.

8.4.1.2 Рычаги переключения передач

Позиции рычагов переключения передач должны быть четко указаны.

8.4.1.3 Рычаги переключения направления движения

Рычаги переключения направления движения на машинах с ДВС и рычаг реверсивного переключателя на машинах с электроприводом должны быть расположены таким образом, чтобы направление их перемещения совпадало с желаемым направлением движения (рисунок 30).

Рисунок 30

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 30

8.4.1.4 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с электроприводом

Должно быть предусмотрено устройство для автоматического отключения тяговой цепи, когда водитель сходит с машины.

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены реверсивный переключатель и рычаг (педаль) переключения скоростей. При отсутствии нейтрального положения реверсивного переключателя машина не должна перемещаться без включения переключателя скоростей.

Акселератор, управляемый ногой, должен находиться под воздействием правой ноги и должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют только одну педаль для управления двумя указанными выше операциями (ускорением и торможением), то она должна находиться под воздействием правой ноги. Нажатием на педаль отпускают тормоза и увеличивают скорость движения, наоборот, отпуская педаль, уменьшают скорость движения и включают тормоза.

8.4.1.5 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с ДВС

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены рычаги переключения передач и направления движения.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют комбинированную педаль для сцепления и тормоза, то она должна находиться под воздействием левой ноги. Начальное движение педали должно выключать сцепление, а нажатие на педаль до отказа - приводить в действие тормоза.

Акселератор, на который воздействуют ногой, должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.

Если используют комбинированную педаль для управления акселератором и тормозами, то она должна находиться под воздействием правой ноги. При нажатии на ее акселераторную часть должна увеличиваться скорость движения, а при нажатии на тормозную часть должны быть приведены в действие тормоза.

Если используют педаль сцепления, то для включения сцепления на нее нажимают левой ногой.

8.4.2 Машины со стоящим водителем

8.4.2.1 Педали

Нажатие на педаль, на которой нога водителя должна оставаться в течение всего времени движения машины, должно отпускать тормоза и разрешать поступательное движение машины (рисунок 31). Рабочий тормоз должен быть приведен в действие при снятии ноги с педали.

Рисунок 31

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


1 - тормоз зажат; 2 - тормоз отпущен

Рисунок 31

8.4.2.2 Рычаги

Устройства, указанные в 8.4.1.2 и 8.4.1.3, применяют также и к машинам со стоящим водителем.

В случае, когда используют рычаг, нажатие на рычаг (опускание рычага), на котором рука водителя должна оставаться в течение всего времени движения машины, должно освобождать тормоз, что позволяет машине перемещаться (рисунок 32, положение 2). При отпускании рычага (подъем рычага) должен быть включен тормоз (рисунок 32, положение 1).

Рисунок 32

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 32

8.4.2.3 Нажимные кнопки

8.4.2.3.1 Когда направление движения выбирают нажимая на кнопки, расположенные вертикально одна над другой, верхняя кнопка должна соответствовать направлению движения машины вперед, как оно определено в 8.2.3 (рисунок 33).

Рисунок 33

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 33

8.4.2.3.2 Когда направление движения выбирают нажимая на кнопки, расположенные горизонтально, направления движения, выбираемые с помощью каждой из кнопок, должны быть четко обозначены.

8.4.2.3.3 Все кнопки выбора направления движения должны возвращаться в нейтральное положение, как только после нажатия их отпускают.

8.4.2.4 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с электроприводом

Должно быть предусмотрено устройство для автоматического отключения тяговой цепи, когда водитель сходит с машины.

Должно быть предусмотрено такое устройство, чтобы напряжение к тяговой цепи подавалось только при отпускании ручного тормоза и после повторного воздействия на орган управления скоростью движения и(или) орган переключения направления движения, когда водитель займет рабочее положение.

8.4.2.5 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с ДВС

Акселератор, на который воздействуют ногой, должен увеличивать скорость движения, когда на него нажимают правой ногой.

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены органы управления скоростью движения и направлением движения.

8.4.3 Машины с водителем, перемещающимся пешком

8.4.3.1 Машины с электроприводом

8.4.3.1.1 Направляют движение вперед или назад или выбирают нужное направление с помощью легкодоступного устройства управления. Это устройство управления должно функционировать по одному из следующих способов:

а) орган управления направлением движения должен быть перемещен вперед для движения машины вперед и назад - для движения назад;

б) орган управления направлением движения должен состоять из двух нажимных кнопок, располагаемых сверху рычага управления, когда дышло примерно вертикально, причем кнопка, отвечающая направлению движения вперед, находится спереди 2, а отвечающая направлению движения назад, находится сзади 1 (рисунок 34);

Рисунок 34

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 34

в) орган управления направлением движения должен обладать вращательным движением, причем направление его перемещения должно соответствовать направлению вращения колес (рисунок 35).

Рисунок 35

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 35

Орган управления направлением движения должен быть маркирован. Маркировка должна быть четкой и прочной.

8.4.3.1.2 Дышло должно быть наклоняемым в вертикальной плоскости. Когда тормоз имеет механический привод, а дышло занимает вертикальное 1 или горизонтальное 3 положение, тормоз должен быть зажат, а ток разомкнут, если он уже не был разомкнут ранее выключателем хода (рисунок 36).

Рисунок 36

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


1 - тормоз зажат, ток разомкнут; 2 - тормоз отпущен, под током, 3 - тормоз зажат, ток разомкнут

Рисунок 36

В случае электрического привода тормозов оставление водителем дышла или переключение выключателя хода должно вызывать размыкание тока в тяговой цепи и торможение (принцип "мертвого человека"), каково бы ни было положение дышла.

Примечание - Условия, указанные в 8.4.3.1.2, не препятствуют свободному качению колес, когда энергия отключена.

8.4.3.2 Машины с ДВС

Дышло должно быть наклоняемым в вертикальной плоскости. При механической передаче между двигателем и колесами тормоз должен срабатывать, а двигатель отсоединяться от колес, когда дышло перемещается в положение выше или ниже горизонтального (положения 1 и 1' на рисунке 37).

Рисунок 37

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


1 и 1' - тормоз зажат, сцепление выключено; 2 - тормоз отпущен, сцепление включено

Рисунок 37

8.4.4 Машины с поднимающимся местом водителя

8.4.4.1 Должно быть предусмотрено, чтобы органы управления отключались, когда водитель сходит с машины.

Должны быть предусмотрены устройства, которые не допускают одновременного управления подъемной платформой с разных пультов.

Должно быть разрешено одновременное использование только одного из пультов управления.

Должны быть предусмотрены устройства, позволяющие водителю, находящемуся на подъемной платформе, остановить двигатель машины.

Органы управления поступательным движением должны быть расположены таким образом, чтобы машина могла перемещаться только при включенных органах управления направлением движения и скоростью движения. Скорость перемещения должна быть такой, чтобы при всех высотах подъема платформы были выполнены условия устойчивости, определенные государственными стандартами.

8.4.5 Торможение - в соответствии с разделом 7.

8.5 Органы управления вилами погрузчика

8.5.1 Управление с помощью рычагов

8.5.1.1 Размещение

Рекомендуется рычаги располагать так, чтобы они были приводимыми в действие правой рукой водителя и были четко отделенными от органов управления движением машины.

Рычаги управления должны быть ясно маркированы для указания их назначения. Используемые графические символы должны соответствовать ГОСТ 25940. Каждый символ должен быть нанесен на рычаге управления или на установленной рядом с рычагом табличке.

8.5.1.2 Вертикальные рычаги

8.5.1.2.1 Когда рычаги управления расположены в вертикальной плоскости, как показано на рисунке 38, ближайший к водителю рычаг 1 должен служить для подъема и опускания вил, следующий 2 - для наклона грузоподъемника вперед и назад, другие рычаги 3 - для управления дополнительным оборудованием (грузозахватными приспособлениями).

Рисунок 38

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 38


Примечание - Эти требования не применяют к вилочным погрузчикам, оборудованным выдвижными грузоподъемником или вилами.

8.5.1.2.2 При использовании одного рычага порядок маневрирования им должен быть таким же, как и в 8.5.1.2.1 (рисунок 39).

Рисунок 39

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 39

8.5.1.2.3 На погрузчиках с выдвижными грузоподъемником или вилами первый рычаг 1 должен служить для подъема и опускания груза, второй 2 - для перемещения грузоподъемника или вил, третий 3 - для наклона грузоподъемника, если он предусмотрен, а следующие 4 - для управления грузозахватными приспособлениями (рисунок 40).

Рисунок 40

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 40

8.5.1.3 Горизонтальные рычаги

8.5.1.3.1 Когда рычаги управления расположены горизонтально (например, под рулевым колесом), как показано на рисунке 41, то верхний 1 должен служить для подъема и опускания груза, находящийся под ним 2 - для наклона грузоподъемника, а находящиеся еще ниже 3 - для управления грузозахватными приспособлениями.

Рисунок 41

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 41

8.5.1.3.2 При использовании одного рычага порядок маневрирования им должен быть в соответствии с 8.5.1.3.1.

8.5.1.3.3 На погрузчиках с выдвижными грузоподъемником или вилами первый рычаг 1 должен служить для подъема (опускания) груза, второй рычаг 2 - для перемещения грузоподъемника или вил, третий рычаг 3 - для наклона грузоподъемника, если он предусмотрен, а следующие 4 - для управления дополнительным оборудованием (грузозахватными приспособлениями) (рисунок 42).

Рисунок 42

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 42

8.5.1.4 Направление маневрирования

8.5.1.4.1 При расположении рычагов в соответствии с 8.5.1.2 и 8.5.1.3 подъем груза производят перемещением рычага 1 на себя, а опускание - перемещением его от себя; наклон назад производят перемещением рычага 2 на себя, а наклон вперед - перемещением его от себя (рисунок 43).

Рисунок 43

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


1 - опускание; 1' - подъем; 2 - наклон вперед; 2' - наклон назад

Рисунок 43

8.5.1.4.2 При использовании одного рычага, расположенного под рулевым колесом и перемещаемого крестообразно (рисунок 44), его перемещение в вертикальную плоскость соответствует управлению вертикальным перемещением грузоподъемника или вил (вверх 1 - для подъема и вниз 2 - для опускания), а перемещение в горизонтальную плоскость - наклону (берут рычаг на себя 3 для наклона назад и отводят его от себя 4 - для наклона вперед).

Рисунок 44

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 44

Машины, не соответствующие требованиям 8.5.1.1-8.5.1.4, допускается использовать, если функции и направления движения рычагов будут ясно обозначены.

8.5.1.4.3 На погрузчиках с выдвижными грузоподъемником или вилами вдвижение производят перемещением рычага 2' на себя, а выдвижение - перемещением его от себя (рисунок 45). Назначение рычагов 1 и 2 - по 8.5.1.4.1

Рисунок 45

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 45

8.5.1.5 Грузозахватные приспособления

Рекомендуется, чтобы маневрирование рычагом управления грузозахватным приспособлением было бы, насколько это возможно, интуитивным.

Примеры

1 Захваты: перемещают рычаг на себя, чтобы сжать лапы захвата, перемещают от себя, чтобы их открыть (рисунок 46).

Рисунок 46

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 46

2 Кантователь: перемещают рычаг на себя, чтобы видеть вращение кантователя происходящим по часовой стрелке, перемещают от себя для его вращения в противоположном направлении (рисунок 47).

Рисунок 47

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 47

3 Ковш: перемещают рычаг на себя для поднятия ковша, перемещают от себя для его опрокидывания (рисунок 48).

Рисунок 48

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 48

4 Каретка смещения: перемещают рычаг на себя для того, чтобы вилы перемещались вправо от водителя (рисунок 49).

Рисунок 49

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)


Рисунок 49

8.5.1.6 Обозначение

При наличии нескольких рычагов функции каждого из них должны быть четко обозначены.

8.5.1.7 Возвращение к нейтральному положению

Всякий рычаг, воздействие на который прекращено, должен автоматически возвращаться в нейтральное положение.

8.5.2 Управление нажимными кнопками

Нажимные кнопки, с помощью которых управляют подъемом, опусканием, наклоном груза и грузозахватными приспособлениями, должны возвращаться в нейтральное положение, как только прекращается воздействие на них. Нажимные кнопки должны быть расположены таким образом, чтобы нажатие на кнопку вызвало бы тот же эффект, что и перемещение рычага в том же направлении относительно водителя. Например, нажатие на ту кнопку из пары, которая расположена сзади, причем сама пара кнопок параллельна продольной оси машины, должна приводить к выполнению той же функции, что и перемещение назад рычага управления.

Функции каждой из нажимных кнопок должны быть четко обозначены.

8.5.3 Управление маховиками

Обод маховика должен перемещаться в том же направлении, что и рычаги.

9 Символы управления


Символы управления, используемые на машинах, должны отвечать требованиям ГОСТ 25940.

10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам

10.1 Безопасные окружающие среды

10.1.1 Машины с ДВС (дизельными, карбюраторными и работающими на сжиженном газе)

10.1.1.1 Системы выпуска и охлаждения

Выпускная система должна быть установлена с учетом требования комфортабельности и охраны здоровья водителя и других лиц. Циркуляция воздуха через систему охлаждения также должна быть осуществлена таким образом, чтобы обеспечивать нормальные условия работы для водителя.

10.1.1.2 Топливный бак

Топливный бак не следует располагать непосредственно над двигателем. Если топливный бак размещен внутри или сбоку моторного отделения, бак и (или) система его заправки должны быть изолированы от системы электрооборудования с помощью перегородок.

Положения топливного бака и системы его заправки должны быть такими, чтобы переливы или утечки были отведены на грунт, а не на двигатель, элементы электрооборудования, выпускную систему или к рабочему месту водителя. Утечки топлива наружу при нормальных условиях эксплуатации машины не допускаются.

Топливный бак и система его заправки должны быть размещены так, чтобы возможность повреждения топливного бака или элементов топливной системы была минимальной.

10.1.1.3 Система питания топливом

Все элементы системы питания топливом должны быть прочно закреплены на машине, а система крепления устроена так, чтобы свести к минимуму воздействия вибраций.

10.1.2 Дополнительные требования к машинам с ДВС, работающим на сжиженном газе

10.1.2.1 Резервуары для газа

10.1.2.1.1 Резервуар (или резервуары) для сжиженного газа [далее - резервуар (или резервуары)] должен иметь либо постоянное крепление на машине, либо быстросъемное. Резервуары должны соответствовать правилам, относящимся к резервуарам под давлением и действующим в стране, где машины используют.

10.1.2.1.2 Резервуары должны быть установлены на машине таким образом, чтобы они были защищены от атмосферного влияния, в том числе от коррозии, и от воздействия грузов, с которыми совершают погрузочно-транспортные операции на этой машине.

10.1.2.1.3 Резервуары должны быть прочно закреплены на машине, а вибрации не должны оказывать влияния на систему крепления.

10.1.2.1.4 Резервуары как постоянно закрепленные, так и съемные должны быть оборудованы устройством, препятствующим внезапному выделению больших количеств газа, в частности при обрыве трубопровода. Устройство для забора топлива из резервуара должно быть снабжено ручным легкодоступным вентилем. Забор топлива следует осуществлять в жидкой фазе, если только резервуар и двигатель не оборудованы специально для прямого забора топлива в газообразной фазе.

10.1.2.1.5 Все резервуары должны иметь следующее оборудование:

а) соответствующий предохранительный клапан, соединенный с газовой стороной резервуара. При установке таких резервуаров в закрытых объемах машин выпускная сторона предохранительного клапана должна быть выведена в атмосферу с помощью трубки;

б) безрасходные уровнемеры.

10.1.2.1.6 Если резервуары устанавливают в закрытом отделении, то оно должно иметь постоянные отверстия в верхней и нижней части с тем, чтобы была обеспечена достаточная вентиляция.

10.1.2.1.7 Если резервуары являются съемными, то их крепление должно быть удобным для манипуляций, а также обеспечивать легкую проверку всей установки после замены резервуара.

10.1.2.1.8. Резервуары должны быть установлены на машине таким образом, чтобы отверстие предохранительного клапана (10.1.2.1.5) всегда было соединено с газовой стороной (верхней частью) баллона. Это может быть достигнуто с помощью чеки, фиксирующей баллон, когда он правильно установлен.

10.1.2.1.9 Если дополнительный резервуар расположен на машине, он должен быть закреплен согласно 10.1.2.1.3 и 10.1.2.1.8.

10.1.2.1.10 На случай открытого хранения резервуара рекомендуется предусматривать на его присоединительных элементах предохранительные заглушки.

10.1.2.2 Топливопроводы

10.1.2.2.1 Соединительные трубопроводы и все вспомогательные элементы должны быть легкодоступными, защищенными от повреждений и износа, а также достаточно гибкими, чтобы не деформироваться в процессе эксплуатации, в том числе под воздействием вибрации.

Топливопроводы должны быть проложены так, чтобы соседство с нагретыми частями двигателя не вызывало повреждений, а в случае повреждений и утечек их легко можно было обнаружить.

Нельзя применять полностью жесткие трубопроводы для соединения резервуара с приборами системы питания, установленными на двигателе.

10.1.2.2.2 Гибкие трубки и соединительные элементы должны выдерживать давление 3 МПа. Они должны подлежать замене при первых признаках повреждения или разрушения.

10.1.2.2.3 Резервуары и соединяющие их трубопроводы должны быть размещены так, чтобы они не выступали за габарит машины. Соединение резервуаров должно быть защищено жестким щитком.

10.1.2.2.4 Все участки топливопровода, содержащие сжиженный газ между двумя запорными вентилями, которые могут быть перекрыты, должны быть предохранены от чрезмерно высокого давления с помощью соответствующего разгрузочного клапана.

10.1.2.2.5 Запрещается применение алюминия для изготовления трубопроводов, по которым транспортируют сжиженный углеводородный газ.

10.1.2.3 Оборудование системы питания

10.1.2.3.1 При остановке двигателя подача газа должна автоматически перекрываться независимо от того, выключена или нет система зажигания.

10.1.2.3.2 В случае, когда предусмотрены несколько баков с разным топливом - многотопливная система питания, - она должна быть сконструирована так, чтобы не допускать проникновения топлива из одного бака в другой. Каждый источник топлива должен быть перекрыт прежде, чем заменяющий его источник будет открыт.

10.1.2.3.3 Должно быть предусмотрено, чтобы топливо из предохранительного клапана или указателя уровня жидкости не попадало на те детали машины, которые могут являться источником воспламенения.

10.1.2.3.4 Если коррозия какой-либо детали может явиться причиной нарушения правильного ее функционирования, то эта деталь должна иметь покрытие, защищающее от коррозии.

10.1.3 Машины с электроприводом

10.1.3.1 Аккумуляторная батарея

10.1.3.1.1 Над выводами аккумуляторной батареи, находящейся под напряжением, должен быть предусмотрен воздушный зазор. Не допускается зазор менее 10 мм. При зазоре от 10 до 30 мм должна быть установлена изоляционная прокладка, которая не должна смещаться при эксплуатации, или крышка батареи должна иметь электроизолирующее покрытие.

Металлическая крышка аккумуляторной батареи или отсека для аккумуляторной батареи (далее - батарейный отсек), если она может оказаться несущей, должна иметь такие прочность и жесткость, чтобы, с учетом воздушного промежутка между его внутренней поверхностью и выводами батареи, эти последние не могли бы быть замкнуты накоротко при приложении силы в 980 Н на поверхность квадратной формы размером 300х300 мм в геометрическом центре крышки.

Электроизолирующее покрытие (при использовании) должно быть закреплено на внутренней поверхности металлической крышки батарейного отсека.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

10.1.3.1.2 В батарейном отсеке или отделении над аккумуляторными батареями должны быть предусмотрены вентиляционные отверстия.

10.1.3.1.3 Если в крышке аккумуляторной батареи имеются отверстия, то они должны быть защищены от проникновения посторонних предметов. Крышка должна быть достаточно жесткой, чтобы, при нормальном функционировании, противостоять всякой деформации, которая могла бы принести ее к контакту с деталями банок аккумуляторных батарей, находящимися под напряжением.

10.1.3.1.4 Аккумуляторные батареи и батарейные отсеки должны быть установлены на машине так, чтобы препятствовать всякому перемещению их при нормальной эксплуатации и ограничить это перемещение в случае аварии.

10.1.3.2 Разъемы для подключения зарядного тока

Разъемы для подключения зарядного тока должны быть устроены таким образом, чтобы при подключении батареи на зарядку она отключалась от рабочих цепей машины.

10.1.3.3 Электрооборудование

При рабочем состоянии машины детали, находящиеся под напряжением, должны быть защищены от всякого случайного короткого замыкания.

10.1.3.4 Резисторы

Все резисторы в системе электрооборудования должны быть размещены так, чтобы избежать излишнего нагрева и повреждения.

10.1.3.5 Аварийное отключение

Должно быть предусмотрено устройство для аварийного отключения, к которому водитель должен иметь удобный доступ в любое время, когда он находится в положении управления. Устройство для отключения должно быть таким, чтобы оно могло безопасно отключать хотя бы один полюс тока в главной цепи следующим образом:

а) с помощью штепсельного разъема;

б) с помощью аварийного выключателя.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

10.2 Опасные окружающие среды

10.2.1 Машины, используемые в пожарных и(или) взрывоопасных средах, следует конструировать и эксплуатировать в соответствии с определенными правилами и инструкциями.

10.2.2 Такие машины должны иметь соответствующую маркировку.

11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений

11.1 Подъемные устройства

11.1.1 Механические устройства

11.1.1.1 Цепи, тросы и крепежные детали для них

При использовании в подъемных устройствах эти элементы должны иметь достаточную прочность в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962 и не иметь видимых дефектов.

11.1.1.2 Конструкция вил

Расчет вил на прочность следует проводить на основе следующих допущений:

- равномерно распределенная и центрированная нагрузка;

- распределение нагрузки между осями вил согласно правилам статики.

11.1.1.3 Технические характеристики вил

Вилы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51349.

11.1.1.4 Крепление вил

Плиты кареток грузоподъемников, на которые навешивают вилы, и сами вилы должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы были исключены:

- случайное отсоединение вил от плиты каретки;

- случайное смещение вил в боковую сторону.

11.1.1.5 Крепление грузозахватных приспособлений

Грузозахватное приспособление должно быть сконструировано и изготовлено так, чтобы были исключены:

- случайное отсоединение его от плиты каретки;

- боковое смещение.

11.1.1.6 Ограничители хода

Органы подъема и опускания с силовым приводом должны быть снабжены устройствами, ограничивающими высоту подъема и опускания груза.

11.1.2 Гидравлические устройства

11.1.2.1 Скорости подъема и опускания должны быть регулируемыми и выбираемыми водителем в зависимости от условий работы, исключая управление с помощью электромагнитов.

11.1.2.2 В случае разрыва трубопровода гидравлической системы скорость опускания устройства, несущего груз, ни при каких обстоятельствах не должна превышать 1,0 м/с.

11.1.2.3 Другие условия - в соответствии с разделами 14 и 15.

11.2 Гидравлическая система

11.2.1 Скорость наклона грузоподъемника должна быть регулируемой и выбираемой водителем в зависимости от условий работы, исключая управление с помощью электромагнитов.

11.2.2 Другие условия - по 11.4.

11.3 Грузозахватные приспособления

11.3.1 Рабочие операции грузозахватного приспособления должны быть регулируемыми и выбираемыми водителем в зависимости от условий работы, исключая управление с помощью электромагнитов.

11.3.2 Другие условия - по 11.4.

11.4 Элементы гидравлической системы

11.4.1 Гибкие шланги, трубки и соединительные элементы должны иметь достаточную прочность в соответствии с требованиями ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962 и не иметь видимых дефектов.

11.4.2 Предохранительный клапан

Все гидравлические системы должны быть снабжены предохранительным клапаном. Если предохранительный клапан является регулируемым, то он должен включать в себя средства защиты от случайного отворачивания и против неразрешенных регулировок.

12 Защитные устройства

12.1 Общие положения

В разделе уточнены все требования по защите водителей; эти требования должны также распространяться на все места, предусматриваемые на тележке для персонала.

12.1.1 Рабочее место водителя

Место водителя должно быть устроено так, чтобы водитель оставался внутри контура машины в плане, когда он занимает нормальное рабочее положение, за исключением машин, для которых предусмотрено управление водителем с пола.

К месту водителя должен быть свободный доступ.

Пол и ступеньки должны иметь поверхность, препятствующую скольжению.

12.1.2 Защита водителя

Должны быть приняты разумные меры предосторожности для того, чтобы свести к минимуму риск травмирования водителя перемещающимися деталями, когда он занимает нормальное рабочее положение. Реальное осуществление этих мер в конструкции машины не должно приводить к ограничению сектора обзора водителя или свободы его движений. При нахождении в нормальном рабочем положении водитель должен быть защищен от возможности придавливания или зажатия перемещающимися относительно друг друга частями машины посредством обеспечения для него следующего свободного пространства, мм:

- для пальцев - 25;

- для рук и ног - 50;

- для плеч и бедер - 100.

Вместо обеспечения указанного свободного пространства могут быть применены защитные щитки.

12.2 Защитный навес над местом водителя

Погрузчики, управляемые сидящим водителем, должны быть оборудованы защитными навесами над местом водителя по ГОСТ 29249.

12.3 Защитная решетка для груза

Погрузчики должны быть сконструированы так, чтобы на каретку грузоподъемника можно было бы установить защитную решетку для груза.

12.4 Платформы водителя

12.4.1 Платформа водителя на машине, выходящая за пределы рабочего места водителя, должна быть сконструирована так, чтобы выдерживать продольное усилие, соответствующее массе нагруженной машины и приложенное по направлению продольной оси машины.

Примечание - Термин "платформа водителя" включает в себя усиливающие элементы конструкции и все части машины, участвующие в сопротивлении платформы деформации.

12.4.2 Платформа водителя, расположенная на машине с противовесом, должна иметь ограждение по стороне или по передней части платформы, за исключением машин, управляемых водителем, передвигающимся пешком.

12.4.3 Платформа водителя, которая может складываться или поворачиваться, должна быть обеспечена устройствами, препятствующими всякому произвольному складыванию или повороту, когда водитель находится на машине.

12.4.4 Платформа водителя, которая находится (или может быть поднята) на высоте более чем 1 м над грунтом, должна быть оборудована поручнями.

Поручни должны иметь высоту от 900 до 1100 мм, измеряемую между верхом поручня и платформой, и должны быть способны выдерживать силу 900 Н, приложенную по любому горизонтальному направлению. Съемные или шарнирные поручни должны быть устроены таким образом, чтобы правильная постановка их на место была бы легкой.

При использовании дополнительной платформы на машине с поднимающимся постом управления поручень с открытой стороны (стороны груза) платформы водителя можно не ставить. Аналогично, когда используют съемные или шарнирные поручни или когда не ставят поручень с открытой стороны (стороны груза), должны быть предусмотрены другие способы защиты водителя. Должны быть предусмотрены средства для защиты персонала в его нормальном положении для работы от движущихся частей машины, которые могут представлять собой опасность.

12.5 Рабочая платформа

12.5.1 Рабочая платформа, используемая для подъема персонала, должна быть снабжена средствами для прикрепления людей к подъемному устройству.

12.5.2 Рабочая платформа должна иметь поверхность, препятствующую скольжению, и должна быть оборудована поручнями со свободной стороны, отвечающими требованиям 12.4.4, или иметь защитный борт высотой не менее 100 мм со всех сторон и ограждение от движущихся частей машин, которые могут представлять собой опасность.

Примечания

1 Платформа водителя - часть машины, на которой располагается водитель для управления машиной.

2 Рабочая платформа должна быть установлена на подъемное устройство машины с целью получить место, с которого можно безопасно работать.

3 Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя и предназначенная для установки на грузоподъемнике машины с поднимающимся местом водителя.

12.6 Защита колес

Колеса, которые ощутимо выступают за контуры шасси машины, должны быть эффективно защищены для сведения к минимуму риска получения водителем травм при его нахождении в нормальном рабочем положении от предметов, вылетающих из-под колес.

12.7 Звуковое сигнальное устройство

Все машины должны быть оборудованы звуковым сигнальным устройством. Звук, издаваемый этим сигнальным устройством, должен быть хорошо слышимым.

13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды

13.1 Шум

Допустимый уровень шума, создаваемого машиной, а также допустимый уровень шума на рабочем месте водителя - в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.

13.2 Вибрация

Допустимый уровень вибрации, возникающей при движении машины, - в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.

13.3 Кабина водителя

13.3.1 Если вместо навеса предусмотрена кабина, она должна соответствовать требованиям 12.1.1, 12.1.2, 12.2.

13.3.2 Если закрытая кабина имеет отопление, то отопительный прибор должен обеспечивать равномерное распределение теплого воздуха в кабине, причем должно быть предусмотрено соответствующее устройство, защищающее водителя от ожогов.

13.3.3 Должны быть предусмотрены устройства для проветривания кабины.

13.3.4 Если окна кабины стеклянные, то стекло должно быть безопасным. Лобовое и заднее стекла должны быть снабжены довольно большими стеклоочистителями.

13.4 Обзорность

Обзорность с рабочего места водителя - в соответствии с ГОСТ Р 50570.

14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин

14.1 Правила для потребителя


Потребитель - это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит машина.

14.1.1 Квалификация водителя

Разрешать эксплуатировать машину можно только обученным и официально допущенным к управлению водителям.

Водители машин должны быть физически пригодными к этой работе, о чем должно свидетельствовать медицинское заключение.

14.1.2 Работа в пожароопасной или взрывоопасной среде

Могут быть использованы только машины, сконструированные и изготовленные для эксплуатации в пожароопасных и взрывоопасных средах, прошедшие специальные испытания.

Такие машины должны иметь соответствующую маркировку, а сооружения или зоны, относящиеся к указанным категориям, должны быть обозначены предупреждающими символами.

14.1.3 Персонал

Персонал может подниматься на машину только в том случае, если машина имеет оборудование, установленное специально для их перевозки. Персоналу запрещается подниматься на механизме подъема или на грузозахватном приспособлении, за исключением машины, имеющей рабочую платформу с местом водителя, поднимаемую на большую высоту.

При работе персонала на рабочей платформе должны быть соблюдены следующие условия:

а) платформа должна быть закреплена на каретке грузоподъемника и(или) на вилах;

б) водитель должен находиться на своем месте на машине, когда персонал располагается на платформе, не оборудованной органами управления подъемом;

в) должны быть использованы только органы управления подъемом, расположенные на платформе, оборудованной такими органами;

г) общая масса платформы, груза и персонала не должна превышать половины (1/2) грузоподъемности погрузчика, указанной на табличке грузоподъемности;

д) машина не должна быть использована для перевозки персонала на платформе. Это не должно запрещать небольших перемещений, необходимых при выполняемой работе.

14.1.4 Использование машин

14.1.4.1 Изменение грузоподъемности и маркировки

Грузоподъемность, указанная изготовителем машины, не должна быть превышена.

Любые изменения или дополнения первоначальной конструкции, способные оказать влияние на грузоподъемность и безопасность эксплуатации, должны быть разрешены изготовителем.

Модернизации, являющиеся результатом установки вспомогательного оборудования, должны быть проведены таким образом, чтобы не была снижена безопасность при эксплуатации машин в соответствии с правилами техники безопасности. Таблички с заводскими данными, указаниями по использованию, инструкции по техническому обслуживанию, нанесенные тексты и т.п. должны быть соответственно изменены.

Потребитель должен следить за тем, чтобы все таблички с заводскими данными и маркировки находились бы на своих местах, а их состояние было пригодным для чтения.

14.1.4.2 Устойчивость

Обращено внимание потребителя на раздел 6 настоящего стандарта, рассматривающего вопросы устойчивости, с тем, чтобы использовать его требования в качестве руководящего материала для условий эксплуатации машины.

При правильном применении погрузчики, отвечающие требованиям раздела 6, являются устойчивыми. Тем не менее, неправильный маневр или неверное техническое обслуживание может привести машину в неустойчивое состояние.

Некоторые условия, влияющие на устойчивость: состояние транспортных путей и полов, уклоны, скорость движения, нагрузка, масса аккумуляторной батареи, динамические и статические силы, а также квалификация водителя при управлении машиной.

Если необходимо, то в случаях, когда погрузчик действует в условиях, отличающихся от тех, которые приняты в качестве нормальных условий эксплуатации, приведенных в разделе 6, должна быть уменьшена масса поднимаемых грузов.

Погрузчики с установленным на них дополнительным оборудованием считают, при использовании их без нагрузки, частично нагруженными погрузчиками.

14.1.4.3 Требования по технике безопасности и устройства для этого

Машины должны быть окрашены в цвет, контрастный с цветом окружающих предметов.

Погрузчики, управляемые сидящим водителем, должны быть оснащены защитным навесом, за исключением тех погрузчиков, при эксплуатации которых отсутствует риск падения груза на водителя.

Когда это требуют условия использования, машины должны быть оснащены дополнительными устройствами сигнализации, такими как осветительные приборы и мигалки.

На рулевых колесах машин не должно быть кнопок управления, установка которых не была согласована, по крайней мере, с изготовителем машины.

14.1.4.4 Обращение с горючим и его хранение

Машины следует заправлять горючим только в специально отведенных для этого местах. В этих местах должна быть предусмотрена вентиляция, чтобы свести к минимуму накопление воспламеняющихся паров. Резервуары с сжиженным газом следует заправлять на специальных заправочных станциях.

Должно быть запрещено курить в местах заправки топливом. Это должно быть указано на плакатах.

Жидкое горючее, которое осталось в заправочном шланге, следует выливать в закрытую емкость.

Резервуары с сжиженным газом должен заправлять или заменять только обученный и предназначенный для этого персонал.

Резервуары с сжиженным газом следует хранить и транспортировать с закрытым служебным вентилем, а предохранительные клапаны при этом должны быть напрямую соединены с газовой стороной резервуара. Во время хранения резервуаров в их присоединительные элементы должны быть установлены предохранительные заглушки.

Резервуары с сжиженным газом должны быть проверены на утечку газа перед заправкой и(или) постановкой для использования. Особое внимание должно быть обращено на вентили и присоединительные элементы. Нельзя использовать резервуары с дефектами, а их ремонт должны проводить только уполномоченные на это фирмы.

14.1.4.5 Зарядка и замена аккумуляторных батарей

Установки для зарядки аккумуляторных батарей должны быть размещены в специально отведенных для этого местах. Должны быть предусмотрены средства для впитывания и нейтрализации пролитого электролита, для борьбы с пожаром, для защиты зарядных устройств от повреждений, причиняемых машинами, и для вентиляции, обеспечивающей удаление газа, выделяемого батареями.

В зонах зарядки должно быть запрещено курение. Это должно быть указано на плакатах.

Только обученный и уполномоченный на то персонал может заменять или заряжать аккумуляторные батареи. Персонал, обслуживающий батареи, должен носить защитную одежду.

Всякие замены аккумуляторных батарей следует производить в соответствии с инструкциями изготовителя. При постановке батарей на свои места следует применять средства, предусмотренные для их правильного подсоединения, расположения и крепления. Инструменты и другие металлические предметы нельзя держать близко от верхних частей батарей со снятыми крышками.

Аккумуляторная батарея машины с электроприводом не должна быть заменена какой-либо другой батареей, напряжение, масса или размеры которой отличаются от установленных, без специального разрешения (если возможно, то от изготовителя машины).

Следует использовать только аккумуляторные батареи, указанные в спецификации изготовителя машины. Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие полную безопасность при проведении замены батарей. С любым подъемным устройством должна быть применена соответствующим образом изолированная подвеска.

В случае использования цепной тали для подъемной цепи должен быть предусмотрен сборник. При использовании рычажного подъемника аккумуляторные батареи, не имеющие крышек, следует прикрывать фанерой или другим неэлектропроводным материалом с тем, чтобы не допускать замыкания цепью элементов или выводов батарей.

14.1.4.6 Неисправные или поврежденные машины

Если машина оказывается каким-либо образом в небезопасном состоянии или состоянии, способном создать угрозу безопасности труда, она должна быть выведена из эксплуатации до тех пор, пока не будет снова приведена в полностью исправное с точки зрения техники безопасности состояние.

14.1.4.7 Аварии

Водитель должен немедленно сообщать компетентному лицу о любой аварии, имевшей последствием травмы или повреждения сооружения или оборудования.

14.1.5 Условия эксплуатации

14.1.5.1 Проезды и складские помещения

Рабочие зоны должны обладать достаточной несущей способностью и должны быть в таком состоянии, чтобы не являться причиной нарушения безопасности эксплуатации машин.

Проезды для машин должны быть достаточно широкими, чтобы были обеспечены хорошая обзорность, легкость поворота машин, не должны иметь значительных спусков и подъемов, низких потолков. Проезды должны быть ясно ограничены или обозначены.

Если возможно передвижение пешеходов по проездам, то ширина их должна быть соответственно увеличена.

Рекомендуется, чтобы крутизна подъемов не превышала 10%. Они должны быть оформлены плавными переходами у основания и на вершине с тем, чтобы не допускать возникновения ударов, действующих на груз или разрушающих шасси машины.

При наличии подъемов, крутизна которых превышает 10%, на постоянных проездах рекомендуется устанавливать щиты с соответствующими предупреждениями.

Если во время перевозки груз закрывает обзор, движением машины следует управлять так, чтобы груз был расположен сзади.

Допускаются исключения в определенных условиях (например, при штабелировании или при проезде по уклонам), когда необходимо передвигаться, имея груз спереди. В таких условиях машину следует вести с крайней осторожностью и при использовании либо вспомогательных способов, либо получая указания о движении от привлекаемых к этому других лиц, в зависимости от того, что предусмотрено инструкциями.

Проезды, проходы, полы или дороги должны быть в хорошем состоянии с тем, чтобы не допустить никаких повреждений машины или ее груза и нарушений устойчивости.

Опасные места, включая ограничения по высоте, должны быть обозначены ясно видимым образом.

Противопожарные проезды и инвентарь, а также доступ к лестницам должны быть полностью свободными.

14.1.5.2 Погрузочные или переходные мостики

Все погрузочные или переходные мостики должны иметь запас прочности, достаточный, чтобы выдерживать машину с грузом. Максимальная нагрузка на них должна быть указана на табличках четким и прочным способом.

Погрузочные или переходные мостики следует закреплять так, чтобы исключить всякое случайное перемещение, качание или проскальзывание. На обшивке мостиков должны быть предусмотрены ручки или другие эффективные средства для их безопасной переноски. Могут быть предусмотре�


Источник: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51354-99


Закрыть ... [X]

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране - Курсы вязание в минске



Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера Работа ручного штабелера